УЧЕБНЫЙ ПЛАН Начальной общеобразовательной школы д. Укарлино-филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей имени Исмагилова Р.С. села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан на 2020-2021 учебный год

Учебный план начального общего образования
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
-
-
- Нормативная база учебного плана:
-
-
- Конституция Российской Федерации.
-
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образо-вания и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
- 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
- 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
- науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1578).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
-
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
-
- СанПиН 2.4.2.3286 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
-
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
-
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
-
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
-
- Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Конституция Республики Башкортостан.
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
- Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
- Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
-
- Локальные акты лицея.
Регламентирование образовательного процесса на день: 1смена:
Продолжительность урока во 2-4 классах по 35 минут
В соответствии с п.10.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 и Уставом МБОУ Байгильдинский сельский лицей имени Исмагилова Р.С. при определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
в сентябре и октябре — по 3 урока продолжительностью 30минут; в ноябре и декабре — по 4 урока продолжительностью 35минут;
с января по май — по 4 урока продолжительностью 40 минут.
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся составляет:
- в 1-х классах – 21 час в неделю; во 2 - 4 классах – 23 часа в неделю;
- 1-4 классы обучаются в режиме 5-дневной недели.
Домашние задания, в соответствии с п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821 -10, даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
1 классы – без домашних заданий в течение всего учебного года; 2 классы –1,5 часа; 3, 4 классы –2часа.
- Учебные занятия начинаются в 08.30 часов утра. Проведение «нулевых» уроков не допускается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормамииправилами.
Дополнительные требования при организации обучения в I классе: обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- в середине дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;
-
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, основным принципом организации обучения является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Каждый обучающийся индивидуального обучения имеет индивидуальный график учебных занятий. Часть предметов учебного плана изучается индивидуально на дому.
Учебный план для учащихся I-IV классов состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана для учащихся I-IVклассов определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам(годам)обучения.
Обязательная часть учебного плана для учащихся I-IV классов отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей НОО:
- формирование гражданской идентичности учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурнымценностям;
- готовность учащихся к продолжению образования, их приобщение к информационнымтехнологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальныхситуациях;
- личностное развитие учащегося в соответствии с егоиндивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана для учащихся I-IV классов представлена предметными областями «Русский язык и литературное чтение», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных учебных предметов:
№ п/п |
Предметные области (не менее 2904 часов и не более3345 часов за 4 года) |
Основные задачи реализации содержания |
1. |
Русский язык и литературное чтение |
Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2. |
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке |
3. |
Иностранный язык |
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке |
4. |
Математика и информатика |
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
5. |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме |
6. |
Основы религиозных культур и светской этики |
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
7. |
Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающемумиру |
8. |
Технология |
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательнойдеятельности |
9. |
Физическаякультура |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных |
|
|
умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни |
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена предметами «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»». На основании решения педагогического совета (протокол от 18.08.2017 год № 1), по согласованию с родительской общественностью, на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке в 1-4 классах отведено 2 часа, по 1 часу родного языка, 1 часу литературного чтения на родном языке.
На основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся в 1 - 4 классах могут быть сформированы следующие учебные группы:
группа для изучения родного башкирского зыка; группа для изучения родного татарского языка;
группы для изучения родного русского языка.
Деление классов на две группы осуществляется при наполняемости 20 и более человек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» и «Технология».
Часть, формируемая участниками образовательных. отношений,
Обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
Распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
позволило реализовать возможность формирования у обучающихся НОО национальных ценностей и особенностей Республики Башкортостан, а также увеличить количество учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ «О языках народов РФ», Законом РБ «Об образовании», Законом РБ «О языках народов РБ» и подпунктом 3 пункта 19 раздела III ФГОС НОО, учебный план НОШ д.Укарлино –филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им Исмагилова Р.С. обеспечивает возможность изучения государственных языков Республики Башкортостан.
1 час передан на увеличение уроков математики с 1 – 4 классы. 1 час для изучения предмета «Башкирский(государственный)язык» во 2-4 классах.
Изучение предмета «Башкирский (государственный) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения башкирского государственного языка в объѐме 1 часа в неделю формируются речевые способности обучающегося, культура речи, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.
.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с «Положением
- системе оценок, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации оучающихся в МБОУ Байгильдинский сельский лицей им.Исмагилова Р.С. муниципального района Нуримановский район РБ.
Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя поурочное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов образовательной деятельности обучающихся, и годовую - по результатам тестирования, собеседований, контрольных работ за учебный год.
Годовая промежуточная аттестация может проводиться как письменно, так и устно.
Формами проведения письменной аттестации в лицее являются: контрольные работы, диктант, изложение, сочинение, тестирование.
Формами проведения устной аттестации являются: зачет; защита творческих и исследовательских проектов; собеседование.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный план внеурочной деятельности составлен в соответствии с нормативными документами:
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 (Официальные документы в образовании , 2010,№6)
- «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»(Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26 ноября2010г.)
- «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»(Приказ Министерства образования и науки России от 22.09.2011№2357).
- Устав МБОУ Байгильдинский сельский лицей
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, СанПиН 2.4.2.2821- 10«Санитарно-эпидемиологические требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821 – 10», утверждѐнных постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010г. № 189, зарегистрированного в МинюстеРоссии 03.03.2011,регистрационный номер 19993;
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличающих от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся способности: организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.
Внеурочные занятия направлены на развитие каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.Занятия проводятся учителями общеобразовательного учреждения.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
- Внеурочная деятельность в НОШ д.Укарлино – филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С. организуется по пяти направлениям развития личности:
- - спортивно-оздоровительное;
- -духовно-нравственное;
- -социальное;
- -общеинтеллектуальное;
- -общекультурное.
Учебный план начального общего образования
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
всего |
|||
Русский язык и литературное чтение
|
Русский язык |
4 |
5 |
5 |
5 |
19 |
|
Литература (литературное чтение) |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
||
Родной язык и литературное чтение |
Родной язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Литературное чтение на родном языке |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
|
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Искусство |
Музыка |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
|
Изобразительное искусство |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2,5 |
||
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. |
Башкирский язык(государственный) |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
|
математика |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|
Итого: |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
|
Внеурочная деятельность. |
|
1кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
всего |
Основы светской этики |
|
|
|
1 |
1 |
|
Робототехника |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Мир красок |
|
|
1 |
|
1 |
|
Шахматы |
1 |
1 |
|
|
2 |
|
Я познаю мир |
|
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Итого: |
|
1 |
3 |
3 |
3 |
10 |