Учебный план на 2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- учебному плану 2020-2021 учебного года
для основной и средней школы
МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
муниципального района Нуримановский район
Республики Башкортостан
-
-
- Нормативная база учебного плана:
-
-
- Конституция Российской Федерации.
-
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 «Об утвер-ждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования, утвержденный приказом Министерства образо-вания и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
- 1643, Приказа Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 31 декабря 2015 года № 1576).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования, утвержденный приказом Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г.
- 1644, Приказа Министерства образования и науки Российской Федера-ции от 31 декабря 2015 года № 1577).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
- науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, При-каза Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 де-кабря 2015 года № 1578).
-
- Федеральный государственный образовательный стандарт образо-вания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599.
-
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждени-ях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарно-го врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановле-ния Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015).
-
- СанПиН 2.4.2.3286 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществ-ляющих образовательную деятельность по адаптированным основным об-щеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными воз-можностями здоровья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
-
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
-
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
-
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р об обязательном изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
-
- Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Конституция Республики Башкортостан.
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан».
- Концепция развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730.
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года.
- Постановление Правительства РБ от 09.12.2013 № 585 "Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях".
-
- Локальные акты лицея.
Учебный план МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р,С. реализует общеобразовательные программы и определяет:
- фиксирует максимальный объём учебной нагрузки;
- перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения:
в 5-10х классах - в соответствии с ФГОС;
в 11х классах – в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов.
В 10-11х классах реализуется профильное обучение;
Режим работы - пятидневная учебная неделя.
Продолжительность урока составляет в 5 – 11 классах – 35 минут.
При проведении учебных занятий осуществляется деление классов на 2 группы при наполняемости классов 20 и более человек по следующим предметам: иностранный язык, технология.
В учебном процессе при изучении родных языков и литературы осуществляется деление классов на группы по изучению родных языков (татарского языка и литературы; башкирского языка и литературы; русского языка и литературы).
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с «Положением
- системе оценок, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район РБ.
Промежуточная аттестация подразделяется на текущую, включающую в себя поурочное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов образовательной деятельности обучающихся, и годовую - по результатам тестирования, собеседований, контрольных, экзаменационных работ за учебный год.
Годовая промежуточная аттестация может проводиться как письменно, так и устно.
Формами проведения письменной аттестации в лицее являются: зачет, экзамен, контрольные работы, диктант, изложение, сочинение, тестирование.
Формами проведения устной аттестации являются: зачет; защита творческих и исследовательских проектов; собеседование.
Учебный план основного общего образования для
5-9х классов (ФГОС)
Учебный план основного общего образования для 5-9х классов, реализующий федеральные государственные стандарты основного общего образования:
- определяет содержание и максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;
- определяет перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Образовательная область «Русский язык и литература» реализована предметами: «Русский язык», «Литература».
Образовательная область «Родной язык и литература» реализована предметами: «Родной язык», «Родная литература». Формирование классов (групп) для изучения данных предметов осуществляется на основании заявления родителей обучающихся.
Образовательная область «Иностранные языки» представлена «Иностранным языком (английским)» и «Вторым иностранным языком» (французским).
-
-
- образовательную область «Математика и информатика» входят «Математика», «Алгебра», «Геометрия» и «Информатика».
-
Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена следующими предметами: «История», «Обществознание», «География», Обществознание».
-
- образовательную область «Естественнонаучные предметы» входит «Биология», «Физика»,»Химия».
-
-
-
- образовательной области «Искусство» изучаются предметы: «Изобразительное искусство», «Музыка».
-
-
Образовательная область «Технология» включает «Технологию».
Образовательная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» включает «Физическую культуру»,
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 № 08-761
- предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» мо-жет быть реализована через:
- занятия по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенно-сти региона России, включенные в часть учебного плана, формируемого участни-ками образовательных отношений;
- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
- включение занятий по предметной области «Основы духовно-нравственной куль-туры народов России» во внеурочную деятельность в рамках реализации Програм-
мы воспитания и социализации обучающихся.
В лицее «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включены в рабочие программы истории и обществознания.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения (организации). Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, используется на:
-
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса.
На основании этого часы данного раздела переданы на изучение следующих предметов:
-
-
- в 5 -9 классах на «Башкирский язык (государственный), учитывая этнокультурные особенности нашего региона.
- на увеличение учебных часов по русскому языку, математике и алгебре в 5-9 классах.
-
Часы, отводимые на внеурочную деятельность по желанию обучающихся и родителей направлены на реализацию различных форм ее организации. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
||||||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
всего |
|||||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
4 |
5 |
3 |
2 |
2 |
16 |
|||||
Литература |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
||||||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
|||||
Родная литература |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
||||||
Иностранные языки |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
|||||
Второй иностранный язык |
|
|
1 |
1 |
|
2 |
||||||
Математика и информатика
|
Математика |
4 |
4 |
|
|
|
8 |
|||||
Алгебра |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||
Геометрия |
|
|
2 |
2 |
2 |
6 |
||||||
Информатика |
|
|
1 |
1 |
2 |
4 |
||||||
Общественно-научные предметы |
История России. Всеобщая история. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|||||
Обществознание |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||||||
География |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
8 |
||||||
Естественнонауч- ные предметы |
Физика |
|
|
2 |
2 |
3 |
7 |
|||||
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
||||||
Биология |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
7 |
||||||
Искусство |
Музыка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2 |
|||||
Изобразительное искусство |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2 |
||||||
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
|||||
Физическая куль- тура и Основы без- опасности жизне- деятельности |
ОБЖ |
|
|
|
1 |
|
1 |
|||||
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||||||
Часть, формируемая участниками об- разовательных отношений (объем ча- сов определяется с учетом этнокуль- турных особенностей региона и специ- фики школы) |
Башкирский язык (государственный) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|||||
Русский язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
||||||
математика |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
||||||
алгебра |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||
Итого: |
|
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
157 |
|||||
Внеурочная деятельность
Наименования занятий |
Количество часов в неделю |
||||||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
всего |
||||||
Технология |
1 |
|
|
|
|
1 |
|||||
3Д моделирование |
|
|
1 |
|
|
1 |
|||||
Бионика |
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||
Проектная деятельность |
|
|
|
1 |
|
1 |
|||||
Овощеводство |
|
1 |
|
|
|
1 |
|||||
Эрудит |
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||
Робототехника |
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
|||||
Плодоводство |
|
|
1 |
|
|
1 |
|||||
Электротехника |
|
|
|
1 |
|
1 |
|||||
Швейное дело |
|
|
|
1 |
|
1 |
|||||
Шахматы |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|||||
«Юный лингвист» |
|
|
|
|
1 |
1 |
|||||
Учебный план для 10 класса в соответствии ФГОС СОО
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.
Профильное обучение позволяет:
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;
установить равный доступ к полноценному образованию разных категорий обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Учебный план лицея для 10-11 классов реализует модель многопрофильного обучения и основан на идее двухуровневого (базового и углубленного). Учебные предметы, представленные в учебном плане, могут быть выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на углубленном (профильном ) уровне в зависимости от профиля обучения.
В 10-11 классах по желанию родителей введено профильное обучение с целью системной специализированной подготовки обучающихся, ориентированной на индивидуализацию, профориентацию и социализацию обучения. В 10-11 классах созданы разнопрофильные группы: с совместным изучением по базовым учебным предметам и раздельным обучением по профильным предметам.
Предметная область
|
Количество часов в неделю |
|||||
Среднее общее образование |
||||||
Учебный предмет |
Уровень изучения |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
|||
|
Обязательная часть |
|||||
Русский язык и литература |
Русский язык |
Б |
2 |
70 |
||
Литература |
Б |
3 |
105 |
|||
Родной язык и родная литература |
Родная литература |
Б |
1 |
35 |
||
Иностранный язык |
Английский язык |
Б |
3 |
105 |
||
Математика и информатика |
Алгебра и начала математического анализа, геометрия |
У |
6 |
210 |
||
информатика |
Б |
1 |
35 |
|||
Естественные науки |
Астрономия |
Б |
1 |
35 |
||
Физика |
Б |
1 |
35 |
|||
Химия |
Б |
1 |
35 |
|||
Биология |
Б |
1 |
35 |
|||
География |
Б |
1 |
35 |
|||
Общественные науки |
История |
Б |
2 |
70 |
||
Обществознание |
Б |
1 |
35 |
|||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
Б |
2 |
105 |
||
Основы безопасности жизнедеятельности |
Б |
1 |
35 |
|||
|
27 |
|
||||
Часть, формируемая участниками ОО (группа физ-мат) (хим-био) (соц-экон) |
||||||
Дополнительные учебные предметы |
информатика |
У |
2 |
|
|
|
физика |
У |
3 |
|
|
||
математика |
У |
1 |
||||
химия |
У |
3 |
|
|||
биология |
У |
2 |
|
|||
обществознание |
У |
|
3 |
|||
география |
У |
|
2 |
|||
Индивидуальный проект |
ЭК |
1 |
|
|
||
Индивидуальный проект |
ЭК |
1 |
|
|||
Индивидуальный проект |
ЭК |
|
1 |
|||
|
34 |
34 |
34 |
|||
Внеурочная деятельность |
|
|||||
Практикум по решению задач по математике |
|
1 |
||||
Практикум по решению задач по физике |
|
1 |
||||
Практикум по биологии |
|
1 |
||||
|
|
37 |
||||
Учебный план для 11 класса
Учебный план в 11 классе составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов. В 11 классе созданы разнопрофильные группы: с совместным изучением по базовым учебным предметам и раздельным обучением профильным предметам.
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю |
|
||||
Среднее общее образование |
|
|||||
11 |
Количество часов в год |
|
||||
Базовые учебные предметы |
|
|||||
Русский язык |
2 |
70 |
||||
Литература |
3 |
105 |
||||
Родной язык и литература |
1 |
35 |
||||
Иностранный язык (английский) |
3 |
105 |
||||
История |
2 |
70 |
||||
Обществознание |
1 |
35 |
||||
Биология |
1 |
35 |
||||
География |
1 |
35 |
||||
Химия |
1 |
35 |
||||
Физика |
1 |
35 |
||||
Информатика и ИКТ |
1 |
35 |
||||
Физическая культура |
2 |
70 |
||||
ОБЖ |
1 |
35 |
||||
|
20 |
|
||||
Профильные учебные предметы |
разнопрофильные группы |
|
||||
хб |
фм |
Соц-экон. |
||||
Математика |
8 |
|||||
Химия |
3 |
|
|
|||
Биология |
3 |
|
|
|||
Информатика и ИКТ |
|
3 |
||||
Физика |
|
3 |
|
|||
Обществознание |
|
|
3 |
|||
Математика |
|
|
|
|||
Русский язык |
|
|
|
|||
Итого: |
34 |
|||||