Типология семьи и семейных проблем
Витальной, т.е. жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребёнка несомненно является семья. В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с обращением к семье с вопросами консультации или оказания помощи, необходимо чётко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, асоциональная семья с противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимносолидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединёнными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиями. В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе и детей. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
- общение между ними находится на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
- в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное нежелание членов семьи не обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
- по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне.
В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся », что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребёнка. Дети переживают тревогу перед неопределённостью будущего, они могут тяготиться домом, подолгу задерживаются вне его. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребёнок становится дезориентированном в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по-прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность и делает отношения патологически зависимыми. Не менее конфликтным по своим последствиям является и тот вариант, когда поведение ребёнка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить порочный замкнутый круг отношений. Например, каждый раз, когда сын приходит с запахом алкоголя или признаками наркотического опьянения, мать звонит отдельно живущему супругу и требует от него вмешательства. Не исключено, что за этим стоит неосознаваемое подростком желание восстановить распавшиеся отношения. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию наркотических средств для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. При этом они, как правило, не осознают, что таким образом лишь пытаются изменить конфликтную семейную ситуацию.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
- сочетание затяжных, конфликтных внутри семейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями, живущими рядом.
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующихся матери, отца. Они вынуждены соизмерять своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил» - аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, определёнными правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.
Следует исходить из положения, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению психоактивными веществами могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно их больше в дисфункциональных и ассоциональных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.
Особенности воспитания и родительского отношения
Вторым вопросом, который возникает при анализе семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Выделяют следующие формы неадекватного семейного воспитания.
Гиперпротекция (доминирующая).
Этот стиль воспитания характеризуется постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребёнка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков, что рождает подозрительность, стойкую конфликтность и агрессивность со стороны безоговорочно доминирующего родителя. Подавляющий стиль воспитания порождает упрёки в неблагодарности, слабоволии.
Гиперпротекция (потворствующая).
При этом стиле воспитания родители или один из них (чаще мать) уделяет ребёнку чрезмерно много внимания, сил и времени; его воспитание становится главным делом ңизни. Со стороны отца чаще отмечается отношение с чертами пассивности со стремлением не вмешиваться. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребёнка и в своих требованиях.
У одних детей такая позиция вызывает усиленные реакции оппозиции и эмансипации. Ребёнок ведёт себя своевольно, сам определяет круг своих друзей, время возвращения вечером, характер своего времяпровождения. У других – усиливаются проявления тревожно-мнительных и конформных черт.
Воспитание с возложением на ребёнка повышенной моральной ответственности.
При таком воспитательном подходе количество и качество требований к ребёнку (чаще девочке) достаточно велико и, как правило, оправдывается необходимостью «строгого контроля поведения», развития таких значимых черт как «отсутствие распущенности». При этом высокие запросы к ребёнку сочетаются с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям. Требования к ребёнку не соотносятся с его возможностями, не соответствуют полноценному развитию его личности и часто сопровождаются риском психической травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и зависимостью.
Гипопротекция со стороны одного из родителей.
При таком стиле отношений, который является типичным как для дисфункциональной (конфликтной), так и распавшейся семьи, родитель – чаще отец не уделяет внимания ребёнку. До него «не доходят руки», «не хватает времени». Ребёнок остаётся предоставленным сам себе и своим проблемам. В этих случаях ребёнок ведёт себя своевольно, воспринимает семью как обузу.
Неустойчивый стиль воспитания.
Этот стиль характеризуется резкой и неожиданной для ребёнка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Как правило, неустойчивый стиль воспитания формирует в характере ребёнка черты упрямства.
Эмоциональное отвержение, гипоопёка и жестокое обращение.
Эти особенности отношения к ребёнку характеризуются его неприятием. При таком отношении на первый план выходит невнимание к ребёнку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с маломотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиение и наказаний. Такой стиль воспитания ведёт к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств, а также усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности в характере.
(Семья и дети в антинаркотических программах
профилактики, коррекции, реабилитации. М.,2003, стр.38-41)