• Главная, новости лицея
    • 2025 год объявлен годом защитника Отечества
    • 2025 год объявлен в Башкортостане Годом поддержки участников СВО и членов их семей
  • Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Структурные подразделения
    • НОШ д. Укарлино – филиал МБОУ БСЛ им. Исмагилова Р.С
      • Группа дошкольного образования НОШ д.Укарлино-филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им.Исмагилова Р.С.
    • Дошкольное отделение «Кояшкай» МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
    • Интернат при МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
  • Документы
  • Образование
  • Государственные образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Доступная среда
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания учащихся
  • Жизнь лицея
    • История школы
    • Основание лицея
    • Символика лицея
    • Основные цели лицея
    • Руководство. Педагогический состав
    • Классные руководители
    • Доска почёта
    • Одаренные дети
    • Наши достижения
    • Наши спортивные достижения
    • Наши традиции
    • Наши выпускники
      • Медалисты лицея
      • Трудоустройство выпускников
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Наша библиотека
    • Медицинское обслуживание
      • COVID-19
    • Безопасность
      • Антитеррористическая деятельность
      • Информационная безопасность
      • Памятка по безопасному поведению ребенка
      • Правила организованной перевозки группы детей автобусами
      • Правила поведения учащихся в школьном автобусе
      • Памятка безопасности для учащихся при перевозке в школьном автобусе
      • Комендантский час для несовершеннолетних
      • ПЛАН по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
      • ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения
      • Приказ «О мерах по обеспечению безопасности в МБОУ Байгильдинский сельский лицей»
      • Об ответственности за ложный вызов экстренных служб
    • Историко-краеведческий музей
      • Сайт музея
    • Профсоюз
      • О Профсоюзе лицея
      • Коллективный договор
      • Каталог Профсоюзных сайтов
      • Образовательный технопарк агро-технологического направления
    • Экскурсия по лицею
    • Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием «Березка»
    • Детский отдых и оздоровление
  • Учебный процесс
    • Годовой календарный учебный график
      • Группы дошкольного образования НОШ д.Укарлино-филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им.Исмагилова Р.С.
      • История Укарлинской школы
      • ГДО НОШ деревни Укарлино - филиал МБОУ Байгильдинский сельский лицей
      • Музей НОШ деревни Укарлино - филиал МБОУ Байгильдинский сельский лицей
      • Капитальный ремонт НОШ д. Укарлино – филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
    • Учебно-воспитательный план
    • Учебный план
    • Расписание уроков
    • Расписание звонков
    • Зачёты и экзамены
    • Каникулы
    • Дополнительное образование
    • Сайты для преподавателей
    • Всероссийская олимпиада школьников
  • Воспитательная работа
    • ШкИБ
    • Патриотическое воспитание
    • Профилактика наркомании
    • Профилактика наркомании
    • Здоровье и спорт
      • Спортивная жизнь лицея
      • Спортивные кружки и секции
      • Наши спортивные достижения
    • Поисковый отряд "ПАМЯТЬ"
    • Эколо́гия
    • Художественное творчество
      • Творческие работы учащихся
      • Рисунки, поделки
    • Профессиональная ориентация
      • Выбор профессии
    • Основы религиозных культур и светской этики
    • Кружки и секции
  • Учителям
    • Руководство. Педагогический состав
    • Классные руководители
    • Ветераны педагогического труда
  • Ученикам
    • Информация ученикам
    • Расписание звонков
    • Расписание уроков
    • Расписание движения школьного автобуса
    • Правила организованной перевозки группы детей автобусами
    • Правила поведения учащихся в школьном автобусе
    • Памятка безопасности для учащихся при перевозке в школьном автобусе
  • Выпускникам
    • Информация для выпускников
    • Для поступающих в ВУЗы
      • Минимальное количество баллов ЕГЭ при поступлении в вузы
  • Родителям
    • Анкетирование. Качество образования в лицее
    • Классные руководители
    • Десять семейных заповедей.
    • Как помочь своему ребенку в выборе профессии
    • Советы родителям
    • Комендантский час для несовершеннолетних
    • Информация о родительском собрании
    • Расписание движения школьного автобуса
    • Режим работы в зимний период
    • План работы на зимние каникулы
    • Памятка для родителей «Как обезопасить своих детей»
    • О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОМПЕНСАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2017 ГОДУ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • food
  • Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучащиющихся:
  • Нормативное регулирование
  • Педагогическим работникам
  • Обучающимся
  • Родителям (законным представителям)
  • Детские безопасные сайты
  • Памятки для учеников и родителей
  • Полезные ссылки
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Школьный спортивный клуб
  • Функциональная грамотность
  • Олимпиады и конкурсы
    • Олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина
    • Всероссийская олимпиада школьников
      • Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
      • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
  • Всероссийские проверочные работы
  • ВСОКО
  • Итоговая аттестация
    • ОГЭ
    • ЕГЭ
  • Итоговое сочинение
  • Итоговое собеседование
  • Точка роста
    • Общая информация о центре "Точка роста"
    • Документы
    • Образовательные программы
    • Педагоги
    • Материально-техническая база
    • Режим занятий
    • Мероприятия
    • Дополнительная информация
    • Обратная связь
  • Наставничество педагогических работников
  • Сайты учителей
    • Персональный сайт учителя: Шуст Любовь Михайловна
  • Общение и контакты
    • Приёмная (контакты учреждения)
    • Задать вопрос директору
    • Гостевая книга
  • Дополнительное образование
    • Кружки и секции
      • Ботанический сад
      • Эко станция
      • Спортивные кружки и секции
  • Организации отдыха детей и их оздоровлении
  • Прием в образовательное учреждение
    • Приём в первые классы
    • Заявление о приеме дошкольное отделение
  • Карта сайта
  • Главная, новости лицея
    • 2025 год объявлен годом защитника Отечества
    • 2025 год объявлен в Башкортостане Годом поддержки участников СВО и членов их семей
  • Сведения об образовательной организации
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Структурные подразделения
    • НОШ д. Укарлино – филиал МБОУ БСЛ им. Исмагилова Р.С
      • Группа дошкольного образования НОШ д.Укарлино-филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им.Исмагилова Р.С.
    • Дошкольное отделение «Кояшкай» МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
    • Интернат при МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
  • Документы
  • Образование
  • Государственные образовательные стандарты
  • Руководство. Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Доступная среда
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания учащихся
  • Жизнь лицея
    • История школы
    • Основание лицея
    • Символика лицея
    • Основные цели лицея
    • Руководство. Педагогический состав
    • Классные руководители
    • Доска почёта
    • Одаренные дети
    • Наши достижения
    • Наши спортивные достижения
    • Наши традиции
    • Наши выпускники
      • Медалисты лицея
      • Трудоустройство выпускников
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Наша библиотека
    • Медицинское обслуживание
      • COVID-19
    • Безопасность
      • Антитеррористическая деятельность
      • Информационная безопасность
      • Памятка по безопасному поведению ребенка
      • Правила организованной перевозки группы детей автобусами
      • Правила поведения учащихся в школьном автобусе
      • Памятка безопасности для учащихся при перевозке в школьном автобусе
      • Комендантский час для несовершеннолетних
      • ПЛАН по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
      • ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения
      • Приказ «О мерах по обеспечению безопасности в МБОУ Байгильдинский сельский лицей»
      • Об ответственности за ложный вызов экстренных служб
    • Историко-краеведческий музей
      • Сайт музея
    • Профсоюз
      • О Профсоюзе лицея
      • Коллективный договор
      • Каталог Профсоюзных сайтов
      • Образовательный технопарк агро-технологического направления
    • Экскурсия по лицею
    • Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием «Березка»
    • Детский отдых и оздоровление
  • Учебный процесс
    • Годовой календарный учебный график
      • Группы дошкольного образования НОШ д.Укарлино-филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им.Исмагилова Р.С.
      • История Укарлинской школы
      • ГДО НОШ деревни Укарлино - филиал МБОУ Байгильдинский сельский лицей
      • Музей НОШ деревни Укарлино - филиал МБОУ Байгильдинский сельский лицей
      • Капитальный ремонт НОШ д. Укарлино – филиала МБОУ Байгильдинский сельский лицей им. Исмагилова Р.С.
    • Учебно-воспитательный план
    • Учебный план
    • Расписание уроков
    • Расписание звонков
    • Зачёты и экзамены
    • Каникулы
    • Дополнительное образование
    • Сайты для преподавателей
    • Всероссийская олимпиада школьников
  • Воспитательная работа
    • ШкИБ
    • Патриотическое воспитание
    • Профилактика наркомании
    • Профилактика наркомании
    • Здоровье и спорт
      • Спортивная жизнь лицея
      • Спортивные кружки и секции
      • Наши спортивные достижения
    • Поисковый отряд "ПАМЯТЬ"
    • Эколо́гия
    • Художественное творчество
      • Творческие работы учащихся
      • Рисунки, поделки
    • Профессиональная ориентация
      • Выбор профессии
    • Основы религиозных культур и светской этики
    • Кружки и секции
  • Учителям
    • Руководство. Педагогический состав
    • Классные руководители
    • Ветераны педагогического труда
  • Ученикам
    • Информация ученикам
    • Расписание звонков
    • Расписание уроков
    • Расписание движения школьного автобуса
    • Правила организованной перевозки группы детей автобусами
    • Правила поведения учащихся в школьном автобусе
    • Памятка безопасности для учащихся при перевозке в школьном автобусе
  • Выпускникам
    • Информация для выпускников
    • Для поступающих в ВУЗы
      • Минимальное количество баллов ЕГЭ при поступлении в вузы
  • Родителям
    • Анкетирование. Качество образования в лицее
    • Классные руководители
    • Десять семейных заповедей.
    • Как помочь своему ребенку в выборе профессии
    • Советы родителям
    • Комендантский час для несовершеннолетних
    • Информация о родительском собрании
    • Расписание движения школьного автобуса
    • Режим работы в зимний период
    • План работы на зимние каникулы
    • Памятка для родителей «Как обезопасить своих детей»
    • О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОМПЕНСАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2017 ГОДУ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • food
  • Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучащиющихся:
  • Нормативное регулирование
  • Педагогическим работникам
  • Обучающимся
  • Родителям (законным представителям)
  • Детские безопасные сайты
  • Памятки для учеников и родителей
  • Полезные ссылки
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Школьный спортивный клуб
  • Функциональная грамотность
  • Олимпиады и конкурсы
    • Олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина
    • Всероссийская олимпиада школьников
      • Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
      • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
  • Всероссийские проверочные работы
  • ВСОКО
  • Итоговая аттестация
    • ОГЭ
    • ЕГЭ
  • Итоговое сочинение
  • Итоговое собеседование
  • Точка роста
    • Общая информация о центре "Точка роста"
    • Документы
    • Образовательные программы
    • Педагоги
    • Материально-техническая база
    • Режим занятий
    • Мероприятия
    • Дополнительная информация
    • Обратная связь
  • Наставничество педагогических работников
  • Сайты учителей
    • Персональный сайт учителя: Шуст Любовь Михайловна
  • Общение и контакты
    • Приёмная (контакты учреждения)
    • Задать вопрос директору
    • Гостевая книга
  • Дополнительное образование
    • Кружки и секции
      • Ботанический сад
      • Эко станция
      • Спортивные кружки и секции
  • Организации отдыха детей и их оздоровлении
  • Прием в образовательное учреждение
    • Приём в первые классы
    • Заявление о приеме дошкольное отделение
  • Карта сайта
     
flexsmm.com

Типология семьи и семейных проблем

Витальной, т.е. жизненно необходимой средой для развития и воспитания ребёнка несомненно является семья. В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с обращением к семье с вопросами консультации или оказания помощи, необходимо чётко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, асоциональная семья с противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально тёплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимносолидарные и  поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединёнными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиями. В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются  проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе и детей. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

- общение между ними находится на низком уровне, в нём отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

- в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное нежелание членов семьи не обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

- по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне.

В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся », что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребёнка. Дети переживают тревогу перед неопределённостью будущего, они могут тяготиться домом, подолгу задерживаются вне его. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребёнок становится дезориентированном в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.

Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по-прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность и делает отношения патологически зависимыми. Не менее конфликтным по своим последствиям является и тот вариант, когда поведение ребёнка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить порочный замкнутый круг отношений. Например, каждый раз, когда сын приходит с запахом алкоголя или признаками наркотического опьянения, мать звонит отдельно живущему супругу и требует от него вмешательства. Не исключено, что за этим стоит неосознаваемое подростком желание восстановить распавшиеся отношения. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию наркотических средств для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. При этом они, как правило, не осознают, что таким образом лишь пытаются изменить конфликтную семейную ситуацию.

Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:

- сочетание затяжных, конфликтных внутри семейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;

- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями, живущими рядом.

Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующихся матери, отца. Они вынуждены соизмерять своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил» - аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, определёнными правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

 Следует исходить из положения, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению психоактивными веществами могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно их больше в дисфункциональных и ассоциональных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.

 

 

Особенности воспитания и родительского отношения

Вторым вопросом, который возникает при анализе семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Выделяют следующие формы неадекватного семейного воспитания.

Гиперпротекция (доминирующая).

Этот стиль воспитания характеризуется постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребёнка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков, что рождает подозрительность, стойкую конфликтность и агрессивность со стороны безоговорочно доминирующего родителя. Подавляющий стиль  воспитания порождает упрёки в неблагодарности, слабоволии.

Гиперпротекция (потворствующая).

При этом стиле воспитания родители или один из них (чаще мать) уделяет ребёнку чрезмерно много внимания, сил и времени; его воспитание становится главным делом ңизни. Со стороны отца чаще отмечается отношение с чертами пассивности со стремлением не вмешиваться. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребёнка и в своих требованиях.

У одних детей такая позиция вызывает усиленные реакции оппозиции и эмансипации. Ребёнок ведёт себя своевольно, сам определяет круг своих друзей, время возвращения вечером, характер своего времяпровождения. У других – усиливаются проявления тревожно-мнительных и конформных черт.

Воспитание с возложением на ребёнка повышенной моральной ответственности.

При таком воспитательном подходе количество и качество требований к ребёнку (чаще девочке) достаточно велико и, как правило, оправдывается необходимостью «строгого контроля поведения», развития таких значимых черт как «отсутствие распущенности». При этом высокие запросы к ребёнку сочетаются с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям. Требования к ребёнку не соотносятся с его возможностями, не соответствуют полноценному развитию его личности и часто сопровождаются риском психической травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования  установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и зависимостью.

Гипопротекция со стороны одного из родителей.

При таком стиле отношений, который является типичным как для дисфункциональной (конфликтной), так и распавшейся семьи, родитель – чаще отец не уделяет внимания ребёнку. До него «не доходят руки», «не хватает времени». Ребёнок остаётся предоставленным сам себе и своим проблемам. В этих случаях ребёнок ведёт себя своевольно, воспринимает семью как обузу.

Неустойчивый стиль воспитания.

Этот стиль характеризуется резкой и неожиданной для ребёнка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Как правило, неустойчивый стиль воспитания формирует в характере ребёнка черты упрямства.

Эмоциональное отвержение, гипоопёка и жестокое обращение.

Эти особенности отношения к ребёнку характеризуются его неприятием. При таком отношении на первый план выходит невнимание к ребёнку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с маломотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиение и наказаний. Такой стиль воспитания ведёт к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств, а также усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности в характере.

  (Семья и дети в антинаркотических программах

 профилактики, коррекции, реабилитации. М.,2003, стр.38-41)

    

© bc-licey.ru
Яндекс.Метрика