Программа развития
ПРОГРАММА
развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
на 2016-2020 годы
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан на 2016-2020 годы составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образованиив Российской Федерации».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Конвенции ООН о правах ребёнка.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497
7. Государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан», принято постановлением Правительства Республики Башкортостан N 54 от 21 февраля 2013 года
8. Устава МБОУ Байгильдинский сельский лицей.
Рабочая группа, участвовавшая в разработке Программы:
1. Исмагилов Салават Ришатович - директор лицея.
2. Хаертдинова Гульназ Фариховна - заместитель директора по учебной работе.
3. Нуриева Рашида Габдрахмановна - заместитель директора по воспитательной работе.
4. Янов Мухарам А. - председатель родительского Управляющего совета.
5. Нуриев Мутагар Гатауович - заместитель директора по хозяйственной
части.
6. Рахматуллин Фанзил Ягфарович - учитель физики.
7. Гафарова Олеся Николаевна – учитель информатики.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА:
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан на 2016-2020 годы. «Создание образовательного технопарка агро-технологического направления как средство активизации интеллектуального и социального развития обучающихся».
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Определение стратегической цели развития всей образовательной системы лицея для достижения стратегических, тактических и оперативных целей.
Заказчик программы: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Координатор Программы: МКУ Управление образования администрации муниципального района Нуримановский район РБ.
Цель разработки документа: Реализация концепции образовательного технопарка агро-технологического направления в условичх сельской образовательной организации общего образования.
Этапы реализации программы:
1 этап - подготовительный (2015 - 2016 учебный год). Аналитико-диагностическая
деятельность.
Определение форм и содержания деятельности технопарков, изучение опыта организации образовательных технопарков в образовательных организациях России. Уточнение модели технопарка, создаваемого с лицее. Определение стратегии и тактики деятельности.
2 этап - основной практический (2016 - 2018 уч. г.). Создание учебно-материальной базы технопарка. Определение направления и объема расширения содержания образования. Разработка учебного плана технопарка. Разработка учебных программ по вновь вводимым спецкурсам. Апробация этих программ. Разработка окончательной модели технопарка
3 этап - обобщающий (2018 - 2020 уч. г.).
Анализ выполнения программы с целью уточнения и модели технопарка. Переход к реализации образовательных задач технопарка. Определение перспектив дальнейшего развития лицея.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Информационная справка об образовательном учреждении.
Раздел I. Состояние образования в образовательном учреждении, проблемы функционирования.
Раздел II. Концепция развития лицея. Цели и задачи программы развития.
Раздел III. Основные направления развития лицея.
Раздел IV. Система мероприятий по реализации программы.
Исполнители Программы: учащиеся, коллектив работников лицея, родители, социум (Дом Культуры, библиотека, совет ветеранов), Управляющий совет лицея.
Информационная справка об образовательном учреждении.
1. Общие сведения об образовательном учреждении.
1.1. Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с
уставом: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
1.2 . Адрес: 452443, Республика Башкортостан, Нуримановский район, с. Байгильдино, ул. Центральная, 18.
1.3. Телефон: 8 347 76 25318.
1.4. Лицензия: серия 02 Л 01 № 0000603, регистрационный № 1977), выданной 04апреля 2013 года Управлением по контролю в сфере образования Республики Башкортостан.
1.5. Аккредитация: свидетельства о государственной аккредитации (№ 0000587, серия 02 А 01, регистрационный № 0888), выданного 04 июня 2013 года Управлением по контролю в сфере образования Республики Башкортостан
2. Сведения о режиме работы общеобразовательного учреждения.
2.1. Продолжительность учебного года (недель) - 34.
2.2. Продолжительность каникул (недель) - 16.
2.3. Продолжительность учебной недели (дней) - 6.
2.4. Количество смен в школе - 1.
2.5. Продолжительность уроков (мин.) - 45.
Учредитель лицея - администрация муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
Здание лицея типовое. В школе имеется 18 рабочих кабинетов, спортзал, библиотека, мастерские, столовая. Техническое состояние лицея хорошее.
3. Характеристика педагогического коллектива.
а) таблица профессионального мастерства педагогических кадров.
Учебный год |
Без категории |
Первая категория |
Высшая категория |
2014-2015 |
0 |
11 |
9 |
2015-2016 |
1 |
|
|
б) образовательный уровень педагогических кадров.
Учебный год |
Всего учителей |
Высшее педагогическое |
Среднее специальное |
2014-2015 |
20 |
19 |
1 |
2015-2016 |
20 |
19 |
1 |
в) по стажу работы:
Учебный год |
1-3 года |
4-10 лет |
11-20 лет |
21-30 лет |
свыше 30 лет
|
2014-2015 |
1 |
4 |
5 |
7 |
3 |
2015-2016 |
2 |
4 |
5 |
7 |
2 |
г) количество работников, имеющих отличия:
всего |
Почётный работник общего образования РФ |
Отличник просвещения РФ |
Отличник образования РБ |
2014-2015 |
2 |
2 |
2 |
2015-2016 |
3 |
2 |
3 |
д) обеспеченность кадрами: кадрами лицей обеспечен по всем предметам уроки ведут учителя специалисты.
В школе работает методический совет и методические кафедры учителей по циклам предметов.
4. Сведения об администрации лицея.
Директор – Исмагилов Салаыват Ришатович, образование высшее, учитель истории, Заслуженный учитель Республики Башкортостан, педстаж - 33 года, стаж руководящей работы - 31 год.
Заместитель директора по учебной работе – Хаертдинова Гульназ Фариховна, образование высшее, учитель русского языка и литературы, педстаж - 16 лет, стаж руководящей работы - 2 года.
Заместитель директора по воспитательной работе – Нуриева Рашида Габдрахмановна, образование высшее, учитель начальных классов, педстаж - 22 года, стаж руководящей работы - 6 лет.
5. Сведения об учащихся.
а) состав обучающихся
Наименование класса |
Кол-во обучающихся на начало учебного года |
1 |
14 |
2 |
15 |
3 |
15 |
4 |
11 |
Итого первая ступень |
55 |
5 |
20 |
6 |
16 |
7а |
17 |
7б |
11 |
8а |
15 |
8б |
11 |
9 |
16 |
Итого вторая ступень |
106 |
10 |
18 |
11 |
16 |
Итого третья ступень |
34 |
Всего обучающихся |
195 |
б)уровень образовательной подготовки.
Учебный год |
Всего уч-ся |
Кол-во «хорошистов» |
Кол-во «отличников» |
Кол-во медалистов |
2014-2015 |
204 |
54 |
28 |
2 |
2015-2016 |
195 |
|
|
|
в) состояние здоровья учащихся:
Учебный год |
Здоровые дети (%) |
С отклонением в здоровье (%) |
Состояние на дис. учёте (%) |
2014-2015 |
145 |
47 |
12 |
2015-2016 |
139 |
44 |
12 |
г) уровень физического развития учащихся.
Учебный год |
Высокий, % |
Средний, % |
Низкий, % |
Освобождены от занятий, % |
2014-2015 |
54 |
132 |
18 |
4 |
2015-2016 |
51 |
127 |
17 |
5 |
д) социальная адаптация выпускников лицея.
Учебный год |
Число выпускников |
ВУЗы |
ССУЗы |
ПУ |
Курсы |
2013-2014 |
32 |
23 |
7 |
2 |
- |
2014-2015 |
16 |
10 |
6 |
- |
- |
2015-2016 |
|
|
|
|
|
д) характеристика социального статуса семей учащихся.
Категория семьи |
Полные семьи |
Неполные семьи |
Имеющие детей под опекой |
Малообеспеченные семьи |
Многодетные семьи |
количество |
87 |
25 |
7 |
54 |
62 |
е) характеристика социума.
Лицей расположен в юго-западной части части с.Байгильдино. В микрорайоне лицея находится здание сельской администрации, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение связи, магазины частных предпринимателей.
6. Особенности управления лицеем.
Административное управление осуществляет директор и его заместители.
Основной функцией директора лицея является координация усилий всех участников учебно-воспитательного процесса через Управляющий совет лицея, педагогический совет, общешкольную конференцию.
Заместители директора выполняют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Раздел I. Состояние образования в образовательном учреждении, проблемы функционирования.
1. Образовательные программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении.
1.1 Тип образовательных программ - общеобразовательная
1.2 Уровень реализуемых образовательных программ – дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
1.3 Направленность реализуемых образовательных программ - традиционная
1.4 Формы освоения образовательных программ - очная
2. Анализ работы лицея за 2014-2015 учебный год.
В 2014-2015 учебном году обучается 194 учащихся, 4 ученика окончили школу с серебряной медалью, отличников - 38, хорошистов - 80, качество знаний составило 44,5 %. неуспевающих - нет.
Для успешного осуществления поставленной задачи лицея были организованы: внутришкольный контроль, методическая воспитательная работа.
Внутришкольный контроль проводился согласно составленного плана учебно-воспитательной работы лицея по четвертям, полугодиям.
В течение года учителя повышали свой профессиональный уровень: 1 учитель получил высшую категорию, 3 учителя получили I категорию, 1 учитель – II категорию, 4 учителя прошли курсовую переподготовку.
В районном конкурсе «Учитель года» принимала участие Хаертдинова Г.Ф. Григорьевна. Учителями лицея было проведено 17 открытых уроков.
Основными задачами воспитательной работы педколлектива являются:
1. Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемерного развития личности, для побуждения её к самоанализу, саморазвитию, самовоспитанию, самооценке.
2. Совершенствование системы работы лицея, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни. Учащиеся занимаются дополнительно в кружках, факультативах, спортивных секциях.
Учебный план МБОУ Байгильдинский сельский лицей.
Пояснительная записка к учебному плану
Таким образом, в работе лицея выделяются противоречия: современные образовательные технологии используются учителями, но не всегда это в системе; работа с одарёнными детьми ведётся недостаточно полно, педагоги не ориентированы на работу в этой деятельности. Учителя стараются установить позитивные взаимоотношения с учащимися, поддерживают учащихся вне зависимости от учебных успехов.
Администрация лицея убеждена в необходимости преобразований в деятельности лицея, разработки перспективы лицея.
Раздел II. Концепция развития лицея.
КОНЦЕПЦИЯ
образовательного агро-технологического технопарка
МБОУ Байгильдинский сельский лицей
Сельский лицей в том варианте, в котором он был нами разработан у нас в коолективе, стал заметным явлением в образовательном пространстве не только района, но и республики. Лицей дал мощный толчок в развитии всего образования района.
За 20 лет деятельности произошли много изменений в нашей жизни: в экономике, в социальном развитии страны, в потребностях и возможностях родителей и их детей, в возможностях образовательных учреждений, в част-ности нашего лицея тоже. Изменился социальный заказ государства и насе-ления к образованию. Концепция лицея реализована, и очевидно требуется принятие нового направления развития, новая концепция, во многом про-должающая традиции лицея, но ориентированная на новые реалии. Это - Концепция образовательного технопарка агро-технологического направле-ния.
Прежде всего, необходимо сохранить основные цели лицея: макси-мальное раскрытие и развитие потенциальных возможностей учащихся, по-вышение их конкурентоспособности в продолжении образования и жизнен-ном самоопределении. Эти цели остаются востребоваными учащимися и ро-дителями.
Однако пути достижения этих целей в современных условиях необхо-димо обновить, дополнить новыми, исходя из сегодняшних реалий.
Именно вариант технопарка позволит нам по новому, используя совре-менны достижения техники, технологий, информатизации, новых средств коммуникации раскрыть те возможности и способности учащихся, которые заложены в них природой, которые востребованы современным обществом. Реализацию этих целей надо начинать с детства, переходя в подростковый пе-риод и далее в преддверие взрослой жизни.
Исходя из этого, Концепция образовательного технопарка предполагает такие цели:
- создавать условия для максимального раскрытия потенциальных спо-собностей учащихся;
- целенаправленная подготовка детей к выбору жизненных приорите-тов, жизненных ценностей, создавая эти ценности начиная с раннего детства;
- вырабатывать желание вложить свои способности на благо своей ма-лой родины, исходя из этого, строить свои жизненные планы;
- формирование ответственного отношения к своей жизни, уверенности в своих возможностях;
- воспитание потребности в самореализации, самоопределении в жизни, вооружая их необходимыми навыками и знаниями, расширяя их кругозор, создавая условия для выполнения разнообразных видов деятельности в каби-нетах лицея, в лабораториях вузов, участвуя в производстве в различных предприятиях, создавая ситуацию выбора;
- развивать творческое начало, имеющееся практически в каждом чело-веке, особенно в жителях села;
- развивать предприимчивость, как основу творчества и инициативы в жизни;
- создать эффективную систему профориентации для учащихся.
Каким образом это цели будут достигаться?
Для достижения этих целей необходимо:
- начиная с дошкольной ступени образования внести в образовательные программы такие дополнения, которые бы активизировали творческое разви-тие детей, их заинтересованность созидательным отношением к окружающе-му миру, развили бы их любознательность и кругозор, формировали бы бе-режное и заботливое отношение к окружающей их природе, к людям труда из своего окружения.
- в начальных классах продолжая работу, начатую в дошкольных груп-пах, расширяя содержание этой работы создавать условия и привлекать уча-щихся к занятию доступным ручным трудом, уделяя особое внимание заня-тию по выращиванию цветов, овощей на учебно-опытном участке, модели-рованию, организуя проектную деятельность в пределах их возрастных спо-собностей на площадках технопарка по разработанным программам, прово-дятся уроки конструирования, робототехники;
- в классах второй ступени (8-9 классы) продолжая работу по формиро-ванию умений к ручному труду в столярной и слесарной мастерских, на учебно-опытном участке, привлекать их к творческим занятиям по конструи-рованию и моделированию на различных площадках технопарка согласно учебного плана и содержания программ спецкурсов. Эти меры должны ниве-лировать снижение познавательной мотивации учащихся после 5-6 классов. На этой ступени продолжить ознакомление учащихся с примерами передовой формы организации производства, использования новейших достижений науки и техники в ходк экскурсий-путешествий по сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, встреч с работниками различных профессий, предпринимателями, начать активную реализацию профессиональных проб в кабинетах лицея, лабораториях ВУЗов и ССУЗов и на производственных объектах сельскохозяйственных и других предприятий (в составе учениче-ских производственных бригад разной направленности), а также начать предпрофессиональную и профессиональную подготовку. На этой же ступени начать предпрофильное обучение и подготовку к направлениям профильного обучения в классах третьей ступени, начать обучение бизнесу. На этой ступени с 8 класса создать профильные «инженерные», «аграрные», «фер-мерские» учебные группы на конкурсной основе.
Особое внимание на этой ступени необходимо будет уделить тем вы-пускникам основной школы, которые не планируют продолжение обучения для получения аттестата о среднем образовании.
Необходимо признать, что определённая часть выпускников не плани-руют получение высшего и среднего профессионального образование. Судьба этих ребят должна стать предметом особой заботы коллектива. Для решения вопроса дальнейшего их трудоустройства необходимо вооружить их на-выками начальной профессиональной подготовки, навыками совместной ра-боты в коллективе. В этом смысле миссия технопарка в том, чтобы они успе-ли получить стартовую профессиональную подготовку и трудоустроились на различные предприятиях села. При этом имели бы возможность продолжить обучение в стенах лицея для получения дополнительной профессии: таких как: сварщик, каменщик-штукатур, тракторист-машинист и т.д.
- в классах третьей ступени (10-11 классы) начать профильное обучение по традиционным для лицея профилям: физика-математика и химия-биология для тех учащихся, которые готовятся к продолжению обучения в высших и средних профессиональных образовательных организациях, а также создать новый профиль – агро-технологический («фермерский») для учащихся планирующих начать трудовую деятельность после окончания лицея. Профильным классам (группам) дать названия: «инженерно-технологический», «био-технологический», «аграрно-технологический», «фермерский» и т.п. Продолжить освоение курса обучения бизнесу (агро-бизнесу) – возможно создание учебной «бизнес-группы». На этой ступени продолжются: изучение спецкурсов, профессиональные пробы в мастерских лицея, высших и средних профессиональных организациях, на предприятиях, профессиональная подготовка в классах агро-технологического профиля. На-чинается активное вовлечение учащихся в научно-практические исследова-ния. Для тех учащихся, которые не включившиеся в принятые в лицее про-фили, обучение организуется по индивидуальным профильным учебным программам.
Все это будет происходить в условиях сохранения духа равноправия, демократизма, взаимной доброты и заботы, которые всегда отличали наш коллектив, что особенно привлекало наших учащихся и родителей.
Сроки создания и развития технопарка. Период становления техно-парка: 2016- 2018 годы. Период оптимизации и совершенствования структу-ры и содержания технопарка: 2019-2020 годы.
Для этого необходимо внести изменения в структуру организации образовательного процесса лицея:
- создать новое структурное подразделение «Образовательный техно-парк», возможно с каким-то названием, с предполагаемыми площадками: та-кими, как «Лабораторию робототехники», «Электромонтажная лаборатория», «Лаборатория 3D-проектов», «Цифровая телевизионная студия», «Цех авиа-моделирования» «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехниче-ского оборудования», «Дизайн-мастерская», «Цифровой мир», «Мир машин и механизмов», «Живая природа и человек», «Дизайн среды и одежды», «Мир музыки и искусства», «Мир естествознания», «Мир моделирования», «Юный конструктор мультфильмов», «Театральная студия» и т.д.;
- разработать Положение о Технопарке;
- внести изменения в учебный план лицея (в части школьного и регио-нального компонента, использования часов отведенных для курса «Техноло-гия») для обеспечения изменения содержания образования в соответствии с целями технопарка: выделить часы для профильного и профессионального обучения, для занятий в лабораториях. Занятия по профессиональному обу-чению, профессиональным пробам планировать во внеурочное время и во время каникул;
- внести изменения в распорядок работы лицея, в том числе и в распи-сание занятий, создав возможность для систематических внеурочных занятий, что очень важно учитывая разбросанность места жительства учащихся (сегодня более трети учащихся добираются до лицея на автобусах);
- внести изменения в учебные программы по предметам, дополняя их материалами, соответствующими содержанию деятельности и целям техно-парка.
- разработать практико-ориентированные спецкурсы, программы заня-тий на площадках технопарка в объеме не менее 2-х часов в неделю в каждом классе, начиная с 1 по 11 класс, таких, как «Спортивная робототехника», «Основы радиотехники и радиоэлектроники», «Юный эколог», «Бумажные фантазии», «Курс на бизнес», «Основы телекоммуникации», «Передовые технологии в растениеводстве», «Информатизация сельскохозяйственного производства» и т.п.. Привлекая при этом специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений;
- разработать программы профессиональных проб не менее чем по 4-5 профессиям в каждом классе, так же с участием профессиональных учебных заведений,
- создать и оснастить площадки технопарка в кабинетах лицея, в лабо-раториях высших и средних профессиональных учебных заведений, на учеб-но-опытном участке и учебно-производственном поле лицея, на производст-венных объектах сельхозпредприятий. Для этого необходимо использовать имеющееся в лицее оборудование и приборы: компьютеры, мобильный класс, сервер, аудио-видео аппаратуру, кабинетов автодела и механизации сельского хозяйства. Нужно будет приобрести такие перспективные и инновационные приборы и станки, как 3D-принтер, 3D-сканер, 3D-фрезер, комплекты конструкторов роботов, оснастить столярную и слесарную мастерские, материальную базу профессионального обучения;
- арендовать пашню для создания площадки технопарка «под открытым небом», реконструировать теплицу.
Методологической основой деятельности технопарка принимаются принципы личностно-ориентированного обучения.
Это:
1. Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и индивидуальный маршрут развития.
2. Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоот-ношений учащегося со сверстниками и педагогами.
3. Организация ситуаций взаимообогащения.
4. Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосфе-ры эмоционального подъема и ощущения успеха, формирование чувства уве-ренности и защищенности.
5. Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творче-ской.
Надо отметить, что при реализации проекта технопарка не должен быть нанесен ущерб другим направлениям учебной и воспитательной работы, как обеспечение получения аттестата всеми желающими учащимися, нравствен-ное, эстетическое, патриотическое воспитание учащихся, обеспечение сохра-нения и укрепления их здоровья. Эти направления работы должны вплетаться в одну единую систему.
Необходимо провести организационные мероприятия:
- провести собрание родителей учащихся лицея с целью ознакомления и согласования содержания Концепции, определения запроса родителей по на-правлениям деятельности Технопарка,
- провести собрание учащихся с целью ознакомления их с целями орга-низации технопарка, уточнения запросов учащихся по содержанию деятель-ности технопарка,
- разработать программу развития лицея с учетом создания технопарка на 2016-2020 годы,
- установить отношения сотрудничества и сетевого взаимодействия с высших и средних профессиональных учебных заведений, особенно аграрно-го направления, аграными и другими предприятиями с целью привлечения их к реализации целей технопарка на основе договоров о сотрудничестве,
- согласовать с Башкирским государственным педагогическим универ-ситетом и получить методическую поддержку в становлении и развитии экс-периментальной площадки по созданию технопарка,
- распределить роли членов коллектива лицея по обеспечению деятель-ности технопарка и провести необходимую работу по повышению квалифи-кации учителей, решить вопрос оплаты труда учителей привлекаемых к вы-полнению дополнительной работы по организации деятельности технопарка,
Финансовое обеспечение проекта будет ориентировано на средства муниципалитета (в оснащении технопарка), средства заинтересованных предприятий (в организации профессиональных проб и практики), на роди-тельские взносы (в профессиональной подготовке учащихся). Особо больших вложений будет требовать оснащение технопарка оборудование и станками, в организации лабораторий и мастерских.
Имеющиеся обстоятельства, которые будут затруднять реализацию проекта:
- отсутствие достаточного количества помещений, особенно отсутствие мастерских,
- отсутствие достаточного объема финансирования,
- традиционный консерватизм работников образования, который в раз-ной степени присущ и членам коллектива;
- низкий интеллектуальный уровень, жизненная апатия значительной части родителей;
- недостаточная подготовленность учителей к реализации инновацион-ных, нетрадиционных программ.
Реальность проекта создания технопарка в лицее основывается на:
- опыте и квалификации педагогического коллектива лицея,
- актуальности и жизненной надобности целей технопарка,
- предполагаемой поддержке значительной части родителей учащихся,
- имеющейся поддержке администрации и управления образования района,
- реальности достижения поставленных целей и средств их достижения,
Хочется надеяться, что близость лицея к жизни населения села, неко-торая изолированность и сплочённость сельского социума, ограниченность негативных социальных воздействий на жителей села, определенная отстра-нённость сельского населения от ценностей общества потребления создают благоприятные условия для реализации идеи образовательного технопарка.
В конечном итоге создание технопарка должно:
- значительно расширить знания учащихся в современных достижениях науки и техники, включить их в научную, исследовательскую деятельность;
- расширить кругозор учащихся в мире профессий, обеспечив осознан-ность их профессионального выбора;
- повышение уровня их самооценки и уверенности, ответственности за свой выбор;
- дать выпускникам 9 и 11 классов багаж знаний для уверенного трудо-устройства в сельскохозяйственных предприятиях, для самостоятельного вы-бора профессии, начала предпринимательской деятельности, продолжения об-разования в высших и средних профессиональных учебных заведениях,
- обеспечить активную социализацию учащихся, развить творческий подход к жизни, формировать способность к самовыражению, самоопределе-нию;
- выявить и развить у части учащихся стремление к научно-исследовательской деятельности;
- научить учащихся самостоятельно работать с различными источниками информации включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, приобретать необходимые дополнительные знания, обеспечить развитие техни-ческого и технологического мышления и метапредметных умений;
- обеспечит ощутимое повышение мотивации учащихся в изучении предметов учебного плана, что даст повышение качества общего образования.
Раздел III. Основные направления развития лицея.
Организация учебно-воспитательного процесса. Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
- базисные учебные предметы;
- спецкурсы в структуре учебного плана (в перспективе);
- дополнительное образование.
Анализ сложившейся практики показывает, что педколлектив не делит учащихся по классам на основе уровня интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
С одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование творческих групп учителей, сориентированных на работу по новым технологиям в режиме новой модели методической работы.
- 20 учителей работают в творческих микрогруппах.
- совершенствование учебного плана и учебных программ, развитие взаимодействия
учебных дисциплин на основе межпредметных связей (учебный план прилагается).
- осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.
- совершенствование системы лекционно-семинарских занятий.
Программа развития лицея определяет модель выпускника как прогнозируемый конечный результат организованного учебно-воспитательного процесса по ступеням обучения. Описание модели выпускника каждой ступени общего образования является ориентационной информацией для выстраивания педагогического процесса с учётом возрастных особенностей, требований государственного образовательного стандарта, социального заказа, а также учитывает личностную уникальность каждого школьника.
Образ выпускника каждой ступени образования определён следующими параметрами;
I ступень. К моменту окончания начальной лицея обязательным является выполнение государственных стандартов образования. Учителя начальных классов должны сформировать у учащихся положительное отношение к учёбе, научить учиться.
У выпускников начальной лицея (в рамках познавательной, информационно -коммуникативной деятельности и становления рефлексивной деятельности):
- сформирован требуемый уровень научных, художественных, этических и практических знаний, необходимый для освоения следующей ступени образования и ориентации в окружающем мире;
- развиты основные умения учебной деятельности, активность и повышенный запас знаний, желание учиться;
- развита способность самостоятельного поиска способов и средств решения различных задач в обучении и практической деятельности, развита способность проявлять оригинальность при решении творческих задач, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
- развита способность к чтению текстов различных типов (учебных, художественных, научно - популярных), стилей и жанров, самостоятельное осмысливание прочитанного, элементарное обоснование высказанного суждения;
- развиты первичные навыки монологической речи и участие в диалоге;
- сформировано понимание уникальности МБОУ Байгильдинский сельский лицей, технопарка «Колосок», уникальности родного села и Нуримановского района района.
- главное внимание уделяется общему развитию, формированию здорового образа жизни.
- обновление и коррекция программ всех классов с учётом учебного плана.
- введение новых предметов: «Мой первый робот», «Конструирование из бумаги».
II ступень. В основном общем образовании лицея главной задачей является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
У выпускника основной лицея (в рамках познавательной, информационно-коммуникабельной деятельности и развитие рефлекторной деятельности):
- сформирован требуемый уровень (в соответствии со стандартом и индивидуальными особенностями ученика) знаний, необходимых для продолжения образования и компетентного выбора пути дальнейшего самоопределения;
- развиты основные умения учебной деятельности, активность повышений запаса знаний, направленность на продолжение образования и самообразование;
- сформированы навыки самостоятельности как умение использовать приобретённые знания (в том числе известные алгоритмы, умение и навыки в обучении и практической деятельности, проводить исследования не сложных учебных и практических ситуаций);
- развито творческое воображение, изобретательность как основа креативности в решении учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- развито адекватное восприятие устной речи, сформированы навыки осознанного беглого чтения текста различных стилей и жанров, различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и других);
- сформирована монологическая и диалогическая речь, умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации (учатся мыслить).
- активизация познавательной деятельности учащихся с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.
- сохранение и укрепление здоровья детей.
- формирование прочных устойчивых, глубоких знаний основ наук.
- формирование умения самостоятельно добывать знания через использование современных педагогических технологий.
- умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.
- расширение содержания образования за счет освоения дополнительных программ по технологии обработки ткани, металлов, дерева, сельскохозяйственого производства,
- начало изучения основ профессий.
III ступень. Задачам и среднего общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
- групповая и индивидуальная исследовательская деятельность.
- урочная учебная деятельность осуществляется через технологии повышенного уровня: лекции, семинары, зачёты, блоки и др.
- формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.
- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в техникумах и ВУЗах.
- введение новых предметов: «История Кубани» - 10 класс, «Экономика» - 10 класс, «Основы семейной психологии» -10-11 классы.
- сформирован требуемый уровень знаний, необходимый для профессионального самоопределения и активной творческой деятельности в демократическом обществе;
- развита ориентация на нравственные социально - значимые ценности;
- сформировано умение участия в проектной деятельности в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- сформировано владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам участия в них;
- сформирована коммуникативная культура на основе решения социальных проблем через принятие различных ролей, проявление толерантности коммуникативного самоанализа, конструктивного восприятия иных мнений и идей;
- сформировано умение объективного оценивания своих учебных и иных позитивных достижений, поведения, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценки, объективно определять свой вклад в общий результат;
- сформировано осознание причастности к необходимости сохранения культуры и быта родной деревни и Нуримановского района в социокультурном пространстве Республики.
- сформировано умение отстаивать свою гражданскую позицию, сформировать свои мировоззренческие взгляды, не оскорблять достоинства других людей;
- получение профессионального образования по профессиям «тракторист», «сварщик», «швея», «кулинар».
Научно-методическая работа.
В научно-методической работе происходит:
- смещение векторов научно-методической работы в школьных методических объединениях к работе во временных творческих группах;
- изучение и внедрение инновационных методик;
- индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование разных видов деятельности, разработки разноуровневых заданий, подбор материалов и др.).
Инновационная работа в школе.
Главная задача российского образования состоит в обеспечении современного его качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся является закономерным этапом развития гуманистического направления в мировой педагогике.
Педагоги нашей лицея используют в своей работе технологии личностно-ориентированного обучения.
При проведении уроков учебный материал учителя организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
Учителя уделяют постоянно внимание к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса самой работы.
Образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности. Для этого осуществляют выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе.
Каждому ребёнку для развития и саморазвития нужна образовательная среда, включающая:
- организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и
форм.
- предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий.
- использование нетрадиционных форм, групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей.
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности.
Учителя постоянно уделяют внимание анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса самой работы.
Педагогическая деятельность учителей лицея
Реализация данных принципов, обеспечивающих современное качество образования, развитие личности школьника зависят от уровня профессионального мастерства педагогического коллектива лицея - это и определяет концепцию педагога и педагогического коллектива лицея.
При реализации целей и задач обучения, развития и воспитания учащихся требуются от личности педагога следующие качества:
- понимание психологических особенностей школьников;
- умение оценить индивидуальные особенности каждого ученика;
- умение принимать детей, их родителей и коллег во всём многообразии их уникальности, создавать взаимоотношения сотрудничества;
- умение организовывать групповые и индивидуальные виды деятельности учащихся, основываясь на их интересах, потребностях и возможностях;
- умение стимулировать школьников к разрешению собственных проблем и поощрять их, уважительно относиться друг к другу:
- умение организовывать исследовательскую, проектную, творческую деятельность обучающихся;
- проявление отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости к окружающим;
- знание истории развития лицея, её ценностей и традиций, педагогов и учащихся лицея, которые внесли наибольший вклад в её достижения.
Поэтому приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива является: повышение квалификации педагогов, совершенствование педагогической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Принципы работы педколлектива лицея:
- принятие целей и ценностей лицея каждым учителем;
- создание высоко интеллектуальной среды:
- позитивная эмоциоанальная стабильность, взаимопомощь в выходе из стрессовых и кризисных ситуаций;
- единый подход к программно-методическому обеспечению с разумной долей творчества;
- непрерывное совершенствование личностного роста педагогов через создание развивающей среды для педагогов;
- сохранение ценностей и традиций лицея, уважение к педагогам, учащимся лицея, работникам лицея, внёсшим наибольший вклад в формирование уникальности лицея и её достижений.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛИЦЕЕ
Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Лицей должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания личность
Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность). Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор. Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни. Конкурентноспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.
Умеющий посылать «сигнальные огни» о габаритах своих прав и достоинства.
Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
Знающий психологические основы общения.
Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.
Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы
1. Основные принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию лицея на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система лицея предполагает следующие функции:
- развивающую, интегрирующую, защитную, корректирующую, компенсирующую, управленческую.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.
2. Целевой блок.
Целевая направленность лицея - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.
Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.
Создание ученического самоуправления.
Развитие и упрочнение детской организации как основу для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
3. Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
- познавательная,
- художественная,
- спортивная,
- трудовая
- ценностно-ориентировочная,
- общественная деятельности,
- свободное общение.
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления |
Программы (подпрограммы), через которые реализуются данные направления |
Ожидаемый результат
|
Спортивно-оздоровительная работа |
Программа «Лицей здоровья» |
Развитие чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, интереса к окружающей жизни людей и природы |
Шефская работа |
Программа «Милосердие» |
Воспитание гражданственности и нравственности у учащихся. Сформированное чувство сострадания и милосердия |
Патриотическая направленность |
Программа «Патриотическое воспитание». |
Воспитание чувства патриотизма, привитие любви к Родине |
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
I. Целевой блок
Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды лицея, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно-целостные отношения.
3. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
II. Принципы построения и развития самоуправления.
1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3. Разделение полномочий органов самоуправления лицея и их тесное взаимодействие.
4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий лицея.
5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
6. Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
9. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.
Система школьного самоуправления имеет 3 уровня:
- первый (базисный) уровень - классное, ученическое самоуправление;
- второй - школьное ученическое самоуправление:
- третий - школьное самоуправление.
III. Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
- познавательная,
- трудовая,
- спортивно-оздоровительная,
- художественно-эстетическая,
- шефская,
- информационная деятельности.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Система управления лицея.
Уровень обученности и воспитанности учащихся - это ключ к разрешению всех проблем лицея.
В формировании внутришкольной культуры администрация лицея опирается на социально-психологические параметры коллектива.
Руководители лицея уделяют особое внимание:
- выполнению базисного учебного плана в процессе обучения;
- действенности и актуальности плана работы лицея;
- оптимальному выбору внутришкольного контроля;
- диагностике и прогнозированию уровня профессионализма учителя;
- системному учёту уровня психофизического развития учащихся в процессе обучения в школе;
- планированию режима дня и расписанию учебных занятий в соответствии с требованиями, с учётом психофизического состояния здоровья детей;
- выбору инновационных проектов, влияющих на повышение уровня обученности и воспитанности школьников.
В лицее создаётся коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого за решение поставленных задач. Администрация ориентирует педколлектив на саморазвитие (высокий профессионализм и общекультурный уровень) и поощряет тех. кто делает успехи, кто помогает другим самореализоваться.
Высшим органом управления является конференция, которая проводится 1 -2 раза в год, принимая важнейшие положения, туда входят представители всех уровней: педагогического коллектива, родителей и учащихся.
Система управления лицея строится на следующих факторах:
- целевой;
- коммуникативной;
Целевой фактор - определение стратегической цели развития всей образовательной системы лицея, для достижения стратегических, тактических и оперативных целей.
Для формирования актуальных целей развития лицея, как уникальной образовательной среды, администрация образовательного учреждения исходит из следующих позиций:
1. Цели работы лицея и управление, прежде всего, должны быть ориентированы на развитие личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, как полноценного и полноправного носителя школьных идей.
2. Целевая деятельность лицея должна учитывать не только интересы, запросы и потребности участников образовательного процесса, но и интересы школьного коллектива и лицея как системы, а также интересы социокультурного пространства села, района, края.
3. Цели деятельности лицея должны быть конкретны, реально достижимы и обеспечивать непрерывный режим развития в соответствии с новыми задачами и запросами общества.
Коммуникативный фактор - позволяет осуществлять управление образовательной системой на основе определения следующих ролей (директор, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, зам. директора по ХЧ, библиотекарь, руководители МО, педагогический совет, Совет лицея), обеспечивающих взаимосвязь, координацию и распределение ответственности на всех уровнях управления с учётом вертикального и горизонтального разделения труда.
Директор
- определяет стратегию развития лицея и обеспечивает координацию всех структур и служб лицея на реализацию Программы развития;
- создает оптимальные условия для продуктивного взаимодействия лицея с различными структурами.
Заместители директора
- отвечают за реализацию стратегии по своему направлению.
- разрабатывают стратегические и тактические программы и планы действий в этом направлении;
- координируют деятельность всех служб учебно-воспитательного процесса, деятельность соответствующего направления, обеспечивают режим его стабильного функционирования и развития;
- обеспечивают и реализуют взаимодействие внешней и внутренней среды по своему направлению;
- ведут аналитическую деятельность по содержанию своего направления, выявляют эффективный опыт и готовят материалы для его обобщения.
Руководители МО
- обеспечивают программно-методическое обеспечение реализации школьных программ;
- выявляют эффективный опыт, готовят материалы для его обобщения; координируют деятельность МО между собой и с другими лицейми в рамках реализации и совершенствования профессионального мастерства и обобщения опыта.
Учителя (в рамках управления познавательными, развивающими и воспитательными процессами в учебной, внеучебной, внешкольной деятельности).
- реализуют школьную стратегию с позиции личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
- создают и реализуют оптимальные условия для качественного освоения знаний, используя современные образовательные технологии; формирования личности школьника;
- развивают педагогику сотрудничества (учитель - ученик, учитель - родитель, ученик - родитель).
Технический персонал
- обеспечивает поддержку реализации школьной стратегии через создание комфортных, санитарно-гигиенических условий образовательного процесса.
Управляющий совет лицея
- принимает решения по всем важнейшим вопросам деятельности педагогического и ученического коллектива, не относящимся к исключительной компетенции директора и других органов лицея,
- обеспечивает финансовую и материально - техническую поддержку наиболее активных видов и направлений деятельности лицея.
Педагогический совет
Главной задачей педагогического совета в реализации Концепции лицея является:
- объединение условий участников образовательного процесса на качественную реализацию целей и задач Концепции, создание необходимых и оптимальных для этого условий;
- освоение современных образовательных технологий, обобщение эффективного педагогического опыта.
- анализ всех направлений деятельности лицея на отдельных этапах Программы развития лицея.
Методическое объединение
- организует апробацию новых инновационных технологий,
- принимает участие в организации внеурочной работы;
- обеспечивает участие обучающихся в школьных, районных олимпиадах, краевых конкурсах;
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
Задача: формирование материально-технической базы, обеспечивающей эффективный образовательный процесс в школе, представляющий возможности школьникам для их полного развития.
Финансово-экономический механизм выполнения Программы обеспечивается за счёт:
- федеральных и краевых материальных средств;
- бюджета района;
- спонсорской помощи;
- доходов от пришкольного участка.
Составленная смета расходов предусматривает реализацию Программы развития лицея, учитывая все требования по совершенствованию образовательного процесса в школе на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся.
Механизмы реализации Программы
- Деятельность методсовета, педагогического совета, временно-творческих групп учителей, методобъединений и педагогического коллектива, направленная на реализацию Программы и достижения цели и задач;
- Внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, обеспечивающих возможность реализации приоритетных направлений Программы;
- Анализ результатов внедрения современных образовательных технологий;
- Контроль за исполнением и оценка промежуточных результатов;
- Разработка регламентирующих документов Программы.