Концепция Технопарка
Принята на заседании педагогического совета МБОУ Байгильдинский сельский лицей 12.01.2016 г.
|
Утверждено приказом № от 15 февраля 2016 г. Директор лицея _____________ С.Р.Исмагилов |
КОНЦЕПЦИЯ
образовательного агро-технологического технопарка
МБОУ Байгильдинский сельский лицей
Сельский лицей в том варианте, в котором он был нами разработан у нас в коолективе, стал заметным явлением в образовательном пространстве не только района, но и республики. Лицей дал мощный толчок в развитии всего образования района.
За 20 лет деятельности произошли много изменений в нашей жизни: в экономике, в социальном развитии страны, в потребностях и возможностях родителей и их детей, в возможностях образовательных учреждений, в частности нашего лицея тоже. Изменился социальный заказ государства и населения к образованию. Концепция лицея реализована, и очевидно требуется принятие нового направления развития, новая концепция, во многом продолжающая традиции лицея, но ориентированная на новые реалии. Это - Концепция образовательного технопарка агро-технологического направления.
Прежде всего, необходимо сохранить основные цели лицея: максимальное раскрытие и развитие потенциальных возможностей учащихся, повышение их конкурентоспособности в продолжении образования и жизненном самоопределении. Эти цели остаются востребоваными учащимися и родителями.
Однако пути достижения этих целей в современных условиях необходимо обновить, дополнить новыми, исходя из сегодняшних реалий.
Именно вариант технопарка позволит нам по новому, используя современны достижения техники, технологий, информатизации, новых средств коммуникации раскрыть те возможности и способности учащихся, которые заложены в них природой, которые востребованы современным обществом. Реализацию этих целей надо начинать с детства, переходя в подростковый период и далее в преддверие взрослой жизни.
Исходя из этого, Концепция образовательного технопарка предполагает такие цели:
- создавать условия для максимального раскрытия потенциальных способностей учащихся;
- целенаправленная подготовка детей к выбору жизненных приоритетов, жизненных ценностей, создавая эти ценности начиная с раннего детства;
- вырабатывать желание вложить свои способности на благо своей малой родины, исходя из этого, строить свои жизненные планы;
- формирование ответственного отношения к своей жизни, уверенности в своих возможностях;
- воспитание потребности в самореализации, самоопределении в жизни, вооружая их необходимыми навыками и знаниями, расширяя их кругозор, создавая условия для выполнения разнообразных видов деятельности в кабинетах лицея, в лабораториях вузов, участвуя в производстве в различных предприятиях, создавая ситуацию выбора;
- развивать творческое начало, имеющееся практически в каждом человеке, особенно в жителях села;
- развивать предприимчивость, как основу творчества и инициативы в жизни;
- создать эффективную систему профориентации для учащихся.
Каким образом это цели будут достигаться?
Для достижения этих целей необходимо:
- начиная с дошкольной ступени образования внести в образовательные программы такие дополнения, которые бы активизировали творческое развитие детей, их заинтересованность созидательным отношением к окружающему миру, развили бы их любознательность и кругозор, формировали бы бережное и заботливое отношение к окружающей их природе, к людям труда из своего окружения.
- в начальных классах продолжая работу, начатую в дошкольных группах, расширяя содержание этой работы создавать условия и привлекать учащихся к занятию доступным ручным трудом, уделяя особое внимание занятию по выращиванию цветов, овощей на учебно-опытном участке, моделированию, организуя проектную деятельность в пределах их возрастных способностей на площадках технопарка по разработанным программам, проводятся уроки конструирования, робототехники;
- в классах второй ступени (8-9 классы) продолжая работу по формированию умений к ручному труду в столярной и слесарной мастерских, на учебно-опытном участке, привлекать их к творческим занятиям по конструированию и моделированию на различных площадках технопарка согласно учебного плана и содержания программ спецкурсов. Эти меры должны нивелировать снижение познавательной мотивации учащихся после 5-6 классов. На этой ступени продолжить ознакомление учащихся с примерами передовой формы организации производства, использования новейших достижений науки и техники в ходк экскурсий-путешествий по сельскохозяйственным и промышленным предприятиям, встреч с работниками различных профессий, предпринимателями, начать активную реализацию профессиональных проб в кабинетах лицея, лабораториях ВУЗов и ССУЗов и на производственных объектах сельскохозяйственных и других предприятий (в составе ученических производственных бригад разной направленности), а также начать предпрофессиональную и профессиональную подготовку. На этой же ступени начать предпрофильное обучение и подготовку к направлениям профильного обучения в классах третьей ступени, начать обучение бизнесу. На этой ступени с 8 класса создать профильные «инженерные», «аграрные», «фермерские» учебные группы на конкурсной основе.
Особое внимание на этой ступени необходимо будет уделить тем выпускникам основной школы, которые не планируют продолжение обучения для получения аттестата о среднем образовании.
Необходимо признать, что определённая часть выпускников не планируют получение высшего и среднего профессионального образование. Судьба этих ребят должна стать предметом особой заботы коллектива. Для решения вопроса дальнейшего их трудоустройства необходимо вооружить их навыками начальной профессиональной подготовки, навыками совместной работы в коллективе. В этом смысле миссия технопарка в том, чтобы они успели получить стартовую профессиональную подготовку и трудоустроились на различные предприятиях села. При этом имели бы возможность продолжить обучение в стенах лицея для получения дополнительной профессии: таких как: сварщик, каменщик-штукатур, тракторист-машинист и т.д.
- в классах третьей ступени (10-11 классы) начать профильное обучение по традиционным для лицея профилям: физика-математика и химия-биология для тех учащихся, которые готовятся к продолжению обучения в высших и средних профессиональных образовательных организациях, а также создать новый профиль – агро-технологический («фермерский») для учащихся планирующих начать трудовую деятельность после окончания лицея. Профильным классам (группам) дать названия: «инженерно-технологический», «био-технологический», «аграрно-технологический», «фермерский» и т.п. Продолжить освоение курса обучения бизнесу (агро-бизнесу) – возможно создание учебной «бизнес-группы». На этой ступени продолжются: изучение спецкурсов, профессиональные пробы в мастерских лицея, высших и средних профессиональных организациях, на предприятиях, профессиональная подготовка в классах агро-технологического профиля. Начинается активное вовлечение учащихся в научно-практические исследования. Для тех учащихся, которые не включившиеся в принятые в лицее профили, обучение организуется по индивидуальным профильным учебным программам.
Все это будет происходить в условиях сохранения духа равноправия, демократизма, взаимной доброты и заботы, которые всегда отличали наш коллектив, что особенно привлекало наших учащихся и родителей.
Сроки создания и развития технопарка. Период становления технопарка: 2016- 2018 годы. Период оптимизации и совершенствования структуры и содержания технопарка: 2019-2020 годы.
Для этого необходимо внести изменения в структуру организации образовательного процесса лицея:
- создать новое структурное подразделение «Образовательный технопарк», возможно с каким-то названием, с предполагаемыми площадками: такими, как «Лабораторию робототехники», «Электромонтажная лаборатория», «Лаборатория 3D-проектов», «Цифровая телевизионная студия», «Цех авиамоделирования» «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», «Дизайн-мастерская», «Цифровой мир», «Мир машин и механизмов», «Живая природа и человек», «Дизайн среды и одежды», «Мир музыки и искусства», «Мир естествознания», «Мир моделирования», «Юный конструктор мультфильмов»,«Театральная студия» и т.д.;
- разработать Положение о Технопарке;
- внести изменения в учебный план лицея (в части школьного и регионального компонента, использования часов отведенных для курса «Технология») для обеспечения изменения содержания образования в соответствии с целями технопарка: выделить часы для профильного и профессионального обучения, для занятий в лабораториях. Занятия по профессиональному обучению, профессиональным пробам планировать во внеурочное время и во время каникул;
- внести изменения в распорядок работы лицея, в том числе и в расписание занятий, создав возможность для систематических внеурочных занятий, что очень важно учитывая разбросанность места жительства учащихся (сегодня более трети учащихся добираются до лицея на автобусах);
- внести изменения в учебные программы по предметам, дополняя их материалами, соответствующими содержанию деятельности и целям технопарка.
- разработать практико-ориентированные спецкурсы, программы занятий на площадках технопарка в объеме не менее 2-х часов в неделю в каждом классе, начиная с 1 по 11 класс, таких, как «Спортивная робототехника», «Основы радиотехники и радиоэлектроники», «Юный эколог», «Бумажные фантазии», «Курс на бизнес», «Основы телекоммуникации», «Передовые технологии в растениеводстве», «Информатизация сельскохозяйственного производства» и т.п.. Привлекая при этом специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений;
- разработать программы профессиональных проб не менее чем по 4-5 профессиям в каждом классе, так же с участием профессиональных учебных заведений,
- создать и оснастить площадки технопарка в кабинетах лицея, в лабораториях высших и средних профессиональных учебных заведений, на учебно-опытном участке и учебно-производственном поле лицея, на производственных объектах сельхозпредприятий. Для этого необходимо использовать имеющееся в лицее оборудование и приборы: компьютеры, мобильный класс, сервер, аудио-видео аппаратуру, кабинетов автодела и механизации сельского хозяйства. Нужно будет приобрести такие перспективные и инновационные приборы и станки, как 3D-принтер, 3D-сканер, 3D-фрезер, комплекты конструкторов роботов, оснастить столярную и слесарную мастерские, материальную базу профессионального обучения;
- арендовать пашню для создания площадки технопарка «под открытым небом», реконструировать теплицу.
Методологической основой деятельности технопарка принимаются принципы личностно-ориентированного обучения.
Это:
1. Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и индивидуальный маршрут развития.
2. Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений учащегося со сверстниками и педагогами.
3. Организация ситуаций взаимообогащения.
4. Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха, формирование чувства уверенности и защищенности.
5. Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творческой.
Надо отметить, что при реализации проекта технопарка не должен быть нанесен ущерб другим направлениям учебной и воспитательной работы, как обеспечение получения аттестата всеми желающими учащимися, нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание учащихся, обеспечение сохранения и укрепления их здоровья. Эти направления работы должны вплетаться в одну единую систему.
Необходимо провести организационные мероприятия:
- провести собрание родителей учащихся лицея с целью ознакомления и согласования содержания Концепции, определения запроса родителей по направлениям деятельности Технопарка,
- провести собрание учащихся с целью ознакомления их с целями организации технопарка, уточнения запросов учащихся по содержанию деятельности технопарка,
- разработать программу развития лицея с учетом создания технопарка на 2016-2020 годы,
- установить отношения сотрудничества и сетевого взаимодействия с высших и средних профессиональных учебных заведений, особенно аграрного направления, аграными и другими предприятиями с целью привлечения их к реализации целей технопарка на основе договоров о сотрудничестве,
- согласовать с Башкирским государственным педагогическим университетом и получить методическую поддержку в становлении и развитии экспериментальной площадки по созданию технопарка,
- распределить роли членов коллектива лицея по обеспечению деятельности технопарка и провести необходимую работу по повышению квалификации учителей, решить вопрос оплаты труда учителей привлекаемых к выполнению дополнительной работы по организации деятельности технопарка,
Финансовое обеспечение проекта будет ориентировано на средства муниципалитета (в оснащении технопарка), средства заинтересованных предприятий (в организации профессиональных проб и практики), на родительские взносы (в профессиональной подготовке учащихся). Особо больших вложений будет требовать оснащение технопарка оборудование и станками, в организации лабораторий и мастерских.
Имеющиеся обстоятельства, которые будут затруднять реализацию проекта:
- отсутствие достаточного количества помещений, особенно отсутствие мастерских,
- отсутствие достаточного объема финансирования,
- традиционный консерватизм работников образования, который в разной степени присущ и членам коллектива;
- низкий интеллектуальный уровень, жизненная апатия значительной части родителей;
- недостаточная подготовленность учителей к реализации инновационных, нетрадиционных программ.
Реальность проекта создания технопарка в лицее основывается на:
- опыте и квалификации педагогического коллектива лицея,
- актуальности и жизненной надобности целей технопарка,
- предполагаемой поддержке значительной части родителей учащихся,
- имеющейся поддержке администрации и управления образования района,
- реальности достижения поставленных целей и средств их достижения,
Хочется надеяться, что близость лицея к жизни населения села, некоторая изолированность и сплочённость сельского социума, ограниченность негативных социальных воздействий на жителей села, определенная отстранённость сельского населения от ценностей общества потребления создают благоприятные условия для реализации идеи образовательного технопарка.
В конечном итоге создание технопарка должно:
- значительно расширить знания учащихся в современных достижениях науки и техники, включить их в научную, исследовательскую деятельность;
- расширить кругозор учащихся в мире профессий, обеспечив осознанность их профессионального выбора;
- повышение уровня их самооценки и уверенности, ответственности за свой выбор;
- дать выпускникам 9 и 11 классов багаж знаний для уверенного трудоустройства в сельскохозяйственных предприятиях, для самостоятельного выбора профессии, начала предпринимательской деятельности, продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях,
- обеспечить активную социализацию учащихся, развить творческий подход к жизни, формировать способность к самовыражению, самоопределению;
- выявить и развить у части учащихся стремление к научно-исследовательской деятельности;
- научить учащихся самостоятельно работать с различными источниками информации включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, приобретать необходимые дополнительные знания, обеспечить развитие технического и технологического мышления и метапредметных умений;
- обеспечит ощутимое повышение мотивации учащихся в изучении предметов учебного плана, что даст повышение качества общего образования.