Концепция Байгильдинского сельского лицея
КОНЦЕПЦИЯ
Байгильдинского сельского лицея.
Проблемы, изложенные во вводной части программы, наиболее полно могут быть разрешены в таком общеобразовательном учреждении, как лицей (сельский лицей).
Концепция Байгильдинского сельского лицея рассчитана для реализации на период до 2000 года с ежегодным уточнением плана реализации и деталей концепции.
Цели и задачи лицея.
Байгильдинский сельский лицей – государственное образовательно-воспитательное учреждение, обеспечивающее максимально благоприятные условия для наиболее полного раскрытия природных способностей детей в условиях сельской местности, использующее для этих целей новые методики и технологии обучения и воспитания.
Байгильдинский сельский лицей гарантирует выполнение Базового учебного плана согласно требованиям государственного стандарта.
Байгильдинский сельский лицей в своей работе учитывает интересы компактно проживающего населения с.Байгильдино, д.д. Малотенькашево, Большетенькашево, Бикмурзино, Каргино, Кушкулево, Саргаязово Нуримановского района РБ.
Байгильдинский сельский лицей осуществляет раннюю профориентацию и профессиональное обучение и подготовку юношей и девушек для поступления в сельскохозяйственные и педагогические высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Основными задачами Байгильдинского сельского лицея являются:
1. Расширение содержания образования в следующих направлениях:
1) увеличение объема прикладных знаний учащихся в ведении сельского хозяйства,
2) профессиональная подготовка,
3) профильное обучение и углубленное изучение предметов химия-биология, физика-математика,
4) введение изучения информатики с 5 класса, иностранного языка со 2 класса,
5) использование национального и регионального компонента в преподавании всех предметов,
2. Раскрытие потенциальных способностей учащихся и организация целенаправленной подготовки их для поступления в высшие и средние учебные заведения,
3. Освоение и внедрение новых технологий обучения – технологии развивающего обучения по методике Эльконина-Давыдова.
4. Обновление содержания и методов воспитательной работы, используя технологию деятельностного подхода в воспитании, богатую культуру народов республики Башкортостан, историю и традиции села.
5. Усиление профориентационной работы и установление тесного сотрудничества с родителями.
6. Воспитание у молодых людей чувства патриотизма, уважения к труду, оптимизма в планировании будущего, формирование способностей к осмыслению жизни, к творческому использованию своих способностей для реализации жизненных планов.
7. Обеспечение социальной защиты молодежи путем вооружения их запасом первоначальных знаний и умений для обеспечения стартовых возможностей при включении в рынок труда.
8. Обогащение эстетических и духовных потребностей молодежи на основе изучения национальной культуры, культуры народов Республики Башкортостан, основ крестьянской культуры.
Структура сельского лицея
Байгильдинский сельский лицей имеет следующую структуру:
Дошкольная ступень ступень – Школа становления (детский сад – 1 класс),
1-я ступень – Школа развития (2-4 классы),
2-я ступень – Школа самоутверждения (5-9 классы),
3-я ступень – Школа выбора и самоопределения (10-11 классы).
Дошкольная ступень. Школа становления включает всех детей 4-7 лет и реализует задачи эстетического и умственного развития будущих первоклассников, подготовка к обучению в школе. Дети, достигшие 6,5 лет и готовые к обучению в школе, принимаются в 1-й класс. Содержанием обучения в 1 классе являются: обучение чтению, письму, вооружение учащихся начальными математическими знаниями.
1-я ступень. Школа развития включает детей 7-11 лет и реализует следующие задачи: усвоение учащимися основ теоретического мышления, вооружение их умениями и навыками учебной деятельности, освоение программы начальной школы, начало изучения иностранного языка. Обучение ведется на родном языке.
2-я ступень. Школа самоутверждения включает детей 11-15 лет и состоит из пролицейских классов. На этой ступени завершается базовое образование лицеистов. Задачами 3-го ступени являются также изучение основ домоводства, растениеводства, животноводства, строительного дела, гигиены, начало изучении сельскохозяйственной техники.
К концу 3-ей ступени большинство учащихся должны определиться в выборе профиля дальнейшего обучения и в основном определить возможные пути дальнейшего роста. В конце обучения на 3-ей ступени учащиеся принимаются в лицеисты.
3-я ступень. Школа выбора и самоопределения включает учащихся 15-17 лет и имеет следующие задачи: глубокое профильное обучение по избранным предметам, нацеленное на поступление в высшие и средние учебные заведения (в перспективе углубленное изучение профильных предметов), обучение по профессиям (не менее двух вариантов на выбор для юношей и девушек отдельно), максимальное самоопределение в выборе профессии и области деятельности на выходе из лицея.
Лицей работает по индивидуальному учебному плану, который ежегодно утверждается в Министерстве народного образования РБ. В учебный план вводятся новые учебные предметы (Учебный план прилагается). В учебном плане увеличено количество уроков и дополнительных занятий по профилирующим предметам.
В обучении в лицее используются новые учебные программы по вновь введенным учебным дисциплинам и спецкурсам. Набор спецкурсов нацелен на вооружение учащихся основами научных знаний и навыками по ведению домашнего хозяйства в сельской местности и по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства. Для проведения спецкурсов в сочетании с профессиональным обучением лицей привлекают специалистов с производства, преподавателей ВУЗов.
В лицее организуется профессиональное обучение по четырем специальностям: для юношей - «водитель категории «В» и «тракторист-машинист категории «А, Б, Г», для девушек – «домашний воспитатель» и «бухгалтер с умением работать на ПЭВМ». Специальности для профессионального обучения могут быть дополнены или изменены в соответствии с изменениями в потребностях на кадры и по желанию большинства родителей и учащихся. Профессиональное обучение завершается квалификационным экзаменом.
В перспективе в лицее вводится интегрированные предметы в начальных классах и профильных группах.
Организация учебно-воспитательного процессов в лицее ведется на принципах гуманизации образования и воспитания. Лицей, выдерживая базовый уровень образования, расширяет зоны самоопределения и саморазвития учащихся. Сельскохозяйственная направленность лицея, будучи приоритетным направлением, не предусматривает полного ограничения выбора учащимися в данной зоне деятельности и, исходя из реальных возможностей, создает условия для учащихся и в других направлениях деятельности.
Условия для выравнивания стартовых возможностей учащихся создаются начиная с детского сада, посещение которого обязательно для детей, достигших 5 лет. Этой цели служат также внедрение методики развивающего обучения в начальных классах, введение иностранного языка с 3 класса, уроки логики и уроки информатики с 5 класса.
Организация учебно-воспитательного процесса в лицее предполагает разделение классов на параллели или по группам для дифференцированного обучения. В основе дифференциации лежит деление учащихся по двум профилям: химия-биология, физика-математика. Дифференцированное обучение предполагает разноуровневую подготовку учащихся, профильное обучение ( в перспективе – углубленное обучение ).
Диагностика и оценка учебных способностей и склонностей учащихся начинается до поступления их в 1 класс воспитателями детского сада и учителями с помощью специалистов Республиканского медико-психологи-педагогической консультации. Деление на профильные параллели производится только начиная с 5 класса, что предполагает возможность перехода учащихся из параллели в параллель и из группы в группу. При этом учитываются учебные успехи учащихся и пожелания их родителей.
В 9-11 классах дифференциация усиливается за счет создания профильных групп по желанию учащихся и их родителей. Для профильного обучения используются факультативные занятия, уроки по выбору и индивидуальные консультации.
Обучение на занятиях по спецкурсам и по профессиональному обучению ведется раздельно для мальчиков и девочек отдельно. При этом в профессиональном обучении учитывается пожелания учащихся и их родителей. По мере необходимости в лицее вводится третья профиль обучения – профессиональная (производственная). В группах профессионального профиля обучаются учащиеся, не сумевшие по разным причинам хорошо освоить объем знаний за основную школу, и те юноши и девушки, которые по разным причинам не смогли или не пожелали поступить на 4 ступень лицея.
В лицее проводятся промежуточные (семестровые) и переводные экзамены, начиная с 5 класса.
Организация учебно-воспитательной работы в лицее основывается на технологии деятельностного подхода.
В лицее, начиная с начальных классов, используются различные системы методики развивающего обучения. По мере накопления и разработки программ применение этой технологии распространяется и для работы с детьми в детском саду и для обучения учащихся средних и старших классов.
В организации воспитательной внеклассной и внеурочной работы используется методика коллективных творческих дел (КТД), разновозрастная структура детских и юношеских организаций.
Это должно способствовать превращению ученика из объекта в субъект обучения и воспитания, изменению роли учителя, основным содержанием деятельности которого станет создание условий для самоопределения и саморазвития ученика.
Структура детских и юношеских организаций включает воспитанников детского сада и всех учащихся лицея до 11 класса, учителей-консультантов, старшую вожатую (прилагается). Деятельность единой детско-юношеской организации учащихся определяется Уставом этой организации (прилагается).
Воспитательная работа проводится с широким использованием регионального и национального компонента, опираясь на культуру и традиции татарского и башкирского народов, на достижения русской и мировой культуры. В этих целях широко используется музей боевой и трудовой славы односельчан, созданный при лицее.
Профориентационная работа ведется с начальных классов с целью более раннего профессионального определения (6-9 классы) большинством учащихся. Профориентационная работа предполагает активизацию работы с родителями в планировании будущего ребенка. Приоритетным направлением в профориентационной работе является деятельность человека в окружающей природе, в сельском хозяйстве.
В отношениях с родителями лицей добивается максимально близкого сотрудничества в деле обучения и воспитания учащихся.
Большое место в обучении, профориентационной и воспитательной работе отводится подсобному хозяйству лицея, в котором создаются возможности для разнообразных видов деятельности, связанных с профилем лицея. Подсобное хозяйство используется также для получения доходов как учащимися, таки лицеем.
Подсобное хозяйство включает в себя: учебно-производственное поле (пашню), пасек, учебно-опытный участок, теплицу и миниферму.
Работа в подсобном хозяйстве лицея должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся, участвуя в этих работах, могли получить практические навыки по растениеводству, овощеводству, животноводству. Важной целью привлечения учащихся к работам в подсобном хозяйстве является формирование у них убежденности в том, что только труд является основой благосостояния человека.
Структура управления лицея
Управляющая система лицея включает в себя администрацию лицея, учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения, учащихся. (Приложение 10)
Участники управляющей системы выполняют следующие функции:
1.Директор лицея осуществляет общее и разностороннее руководство деятельностью коллектива сельского лицея в соответствии с Уставом лицея. Обязанностями директора лицея являются: общее планирование и организация образовательного процесса в лицее, осуществление контроля над его ходом и результатами промежуточных и итоговых экзаменов и итоговой аттестации, организация коллектива на реализацию программы развития лицея и руководство ее ходом реализации, руководство работой педсовета и администрации лицея, контроль за выполнением Правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, и техники безопасности, создание материальных условий для деятельности и развития лицея, создание условий для методического роста и творческой работы учителей.
2. Заместитель директора по учебной и научно-методической работе организует и руководит учебным процессом в лицее. При этом выполняет следующие обязанности: добивается выполнения учебного плана лицея и программ по общеобразовательным и профильным предметам, достижения государственного стандарта образования, организует внутрилицейское инспектирование работы учителей и уровня знаний, умений и навыков учащихся 5-11 классов, организует профильное обучение, снабжает учителей методическими пособиями, планами, программами, руководит работой методсовета, принимает ежемесячные отчеты по методической работе, добивается выполнения расписания уроков.
3. Зам. директора по дошкольному воспитанию выполняет все обязанности заведующего детским садом кроме хозяйственных вопросов и вопросов, связанных с организацией питания.
4. Зам директора по начальным классам руководит работой учителей начальных классов лицея и приданных в административное подчинение начальных школ. В его обязанности входит организация учебного процесса в начальных классах лицея и начальных школ в соответствии с учебным планом и принятым программам, организация методической работы учителей, изучения и
внедрения ими новых методик в обучении учащихся, проведение инспектирования уровня знаний, умений и навыков учащихся начальных классов лицея и начальных школ, обеспечение учителей методическими пособиями, проведение малых педсоветов.
5. Зам. директора по воспитательной работе организует и руководит воспитательной работой в лицее в соответствии с Концепцией лицея и годовым планом учебно-воспитательной работы, руководит работой классных руководителей, оказывает им методическую помощь, контролирует выполнение планов работ классных руководителей, организует общелицейские мероприятия, руководит работой старшей вожатой, помогает в создании и работе детских и юношеских организаций, организует профориентационную работу, изучение индивидуальных особенностей учащихся, принимает меры по выполнению учащимися Устава и Кодекса жизни коллектива лицея, организует дежурство учителей и учащихся по лицею.
6. Зам директора по спецкурсам и производству организует изучение спецкурсов по классам, контролирует выполнение программ учителями спецкурсов, оказывает методическую помощь, орагнизует проведение квалификационных экзаменов по профессиям, обеспечивает связь лицея с ВУЗами, организует выездные занятия учащихся в БГАУ, организует проведение летней практики учащихся, подводит итоги практики, организует работу подсобного хозяйства лицея, обеспечивает эффетивное производство на подсобном хозяйстве лицея и использование его для обучения учащихся, организует хранение полученной продукции.
Обязательным условием работы учителей в лицее является постоянная и систематическая работа над повышением своего методического уровня. Методическая работа учителей оплачивается дифференцированно и сдельно.
Руководство научно-методической работой учителей осуществляет методический совет лицея.
Вышеназванные меры в сочетании с глубоким освоением идей лицея должны привести к значительному усилению творческой активности учителей по повышению эффективности и результативности своей работы, создать условия для сплочения коллектива в выполнении общих задач.
Результаты реализации концепции.
В результате реализации вышеописанной концепции в лицее должны быть достигнуты следующие показатели:
- Обновление (расширение) содержания образования, расширение знаний и умений учащихся по профилю лицея.
- Усиление учебных мотивов учащихся
- Сформированность личности выпускника, способного адекватно реагировать на условия жизни при рыночных отношениях.
- Устойчивое самоопределение выпускника в выборе области последующей деятельности.
- Рост количества учащихся, обучающихся по профессиям и получающих профессию на выходе из лицея.
- Рост числа выпускников, поступающих в сельскохозяйственные и педагогические учебные заведения.
- Активизация творческой активности учителей
- Освоение новых технологий и методик обучения и воспитания,
- Укрепление учебно-материальной базы лицея.
- Повышение авторитета лицея в глазах родителей и общественности.
Принята на конференции лицея
«24» апреля 1995 г.